Давайте спросим любого бизнесмена: что делать, если спрос не зависит от качества продукта? Ответ прост: во-первых, снижать издержки, выпуская продукцию с «минимально приемлемым» качеством. А во-вторых, улучшать упаковку! Чем ниже качество товара, тем ярче фантик.
Издержки снижаются прежде всего за счет материальной базы. На любом факультете вам с гордостью покажут компьютерный класс с новой (или не совсем, или совсем не) техникой. Вот-де какие мы прогрессивные! Но посчитайте, сколько студентов обслуживают эти несчастные два десятка машин. Получается — по одному компьютеру на 30, 50, а то и 100 студентов. Бутафория. А о реальных лабораториях, оборудованных по последнему слову науки, речь вообще не идет. Нигде. Потому что бюджет этой техники сопоставим с бюджетом факультета. «Съесть-то он съесть, да кто ж ему дасть…»
А вот с «упаковкой» сложнее. Надо же имитировать передовые рубежи науки! И поэтому мудрые чиновники от образования придумали несколько «фантиков», страхующих от имиджевых проколов.
1. «Мы даем образование, а не профессию». Иногда, для пущей красоты фантика, это называется «европейской» или «берлинской» системой. «Доучатся на производстве». Все претензии к качеству выпускников практики могут засунуть себе, откуда взяли. Выпускник не умеет ни-че-го?! Неправда. Он обладает общей культурой в объеме пяти лет разговоров ни о чем. А профессии вы его уж как-нибудь сами…
2. «Хороший студент сам выучится, а плохого не заставишь». Вариант не менее убойный. Вы получили вместо профессионала — профессионального импотента? Так ведь надо было выбирать получше. Есть разные студенты, вам просто плохой попался. Вместо учебы на свидания бегал, дядю декана не уважал, вот и вырос оболтус. Что, у него красный диплом? Не может быть! Проверим, накажем. Кого? А вам зачем?
3. «Мы крутые — вот диплом!» Это не просто фантик, это целая философия. Если практика — не критерий, то нужны другие свидетельства. «Мы сертифицированы по ISO Бог знает сколько тысяч! Наши программы признаны всероссийским эталоном! У нас преподают тыща миллионищ профессоров (доцентов, кандидатов, академиков)!» Папе абитуриента невдомек, что сертификация — это просто еще десять отчетов вместо подготовки к лекциям, программы может и лучшие, но преподавать по ним некому, а немереное количество профессоров никогда не работало на практике, а только подписывает хвалебные рецензии друг другу. И захлебывается вуз в потоках бумажных свидетельств собственного великолепия. Помните «Обыкновенное чудо» Шварца? «Охотник теперь не охотится, он собирает дипломы». Мудрый человек…
Однако в отлаженном механизме вуза остались еще две очень неудобные детали. А именно — преподаватели и студенты.